Петр I, побывав в Дельфте, повелел построить такое же производство и в России. C этого повеления и начали развиваться гжельские промыслы. Гжель — это около тридцати деревень и поселков неподалеку от Москвы, известных своей особенной фаянсовой и фарфоровой посудой с синей росписью. Эти места всегда были центром народной глиняной посуды и играли важную роль в истории и развитии российских керамических искусств. История российской керамики начинается с майолики Гжель 18-го века, которое сопровождалось в девятнадцатом веке полуфаянсом, фарфором и тонким фаянсом. Каждый предмет, создававшийся мастерами Гжели — это создание мастера, который часто был простым, неграмотным крестьянином; но это не мешало создавать настоящие шедевры ручной росписи по фарфору и керамике.
В произведениях майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских.
Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.
Работая на крупных фабриках и заводах, они способствовали сохранению народной традиции в росписи дешевого фарфора и сыграли немаловажную роль в дальнейшем формировании русского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX - начале XX в. получила название «агашка». Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок и было предано забвению. Только в 40-50-х гг. благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н. И. Бессарабовой искусство Гжели стало возрождаться. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII в. И полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала большую популярность.
Что такое Китайский фарфор?
Что такое Голландский делфтская роспись на фарфоре?
Что такое Английская сине-белая роспись ?
По материалам homester.com.ua и dcpg.ru (автор статьи Юлия Жушман), kajuta.net, evk-skell.ucoz.ru/forum
Они создали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся - не облейся», блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.
Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли – тонким черным контуром с легкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают легкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски – все это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одаренность мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везет ребенка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчик-поводырь ведет нищего и т.д В гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.
Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли – тонким черным контуром с легкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают легкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщенные, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски – все это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одаренность мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везет ребенка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерется со своей старухой, мальчик-поводырь ведет нищего и т.д В гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и др. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.
С развитием во второй половине XIX в. капиталистической промышленности, выделением крупных фабрик, гжельский район с его мелкими крестьянскими мастерскими утратил сое значение, а многие бывшие владельцы мастерских и члены их семей пополнили ряды наемных рабочих.
В произведениях майолики XVIII в., полуфаянса и фарфора XIX в. ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских.
Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.
Работая на крупных фабриках и заводах, они способствовали сохранению народной традиции в росписи дешевого фарфора и сыграли немаловажную роль в дальнейшем формировании русского фарфора. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX - начале XX в. получила название «агашка». Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок и было предано забвению. Только в 40-50-х гг. благодаря исследованиям искусствоведа А.Б.Салтыкова и работам московской художницы Н. И. Бессарабовой искусство Гжели стало возрождаться. Основой этого возрождения послужило наследие гжельской майолики XVIII в. И полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала большую популярность.
Что такое Китайский фарфор?
Что такое Голландский делфтская роспись на фарфоре?
Что такое Английская сине-белая роспись ?
По материалам homester.com.ua и dcpg.ru (автор статьи Юлия Жушман), kajuta.net, evk-skell.ucoz.ru/forum
КРУТО ПРОСТО КЛАССССССССССС!!!!!!!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за помощ